Консультация для родителей

Уважаемые родители!

На время вынужденных выходных дней давайте готовить ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.

- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он и учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

-Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку заданий, превышающих его интеллектуальные возможности.

- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте его делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при их проведении лучше выбирать игровую форму.

- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ?

Внимание развивается постепенно и тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений. Можно предложить следующие упражнения на внимание: «Сравни картинки, назови все различия (2 пары картинок, содержащие 10—15 различий)», «Покажи, что перепутал художник? (демонстрация картинок слепого содержания)», «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая».

24.09.2020

Для развития устойчивости внимания можно использовать газетный текст и предложить следующее задание: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни. Необходимо фиксировать время и ошибки, чтобы проанализировать результативность.

КАК РАЗВИВАТЬ ВОСПРИЯТИЕ?

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Трудным для старших дошкольников является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных временных промежутков (неделя, часы, времена года и т.д.).

Для развития восприятия можно использовать следующие упражнения: «Узнай, кто это?» (предлагается фрагмент рисунка, по которому необходимо определить целое или его части), «Узнай, что нарисовано?» (в рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать каких), «Фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой», «Дорисуй геометрические фигуры», «Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью...?», «Назови приметы осени, зимы, весны, лета» (рисунки времен года).

24.09.20201

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ?

К 6—7 годам формируется словесно-логическое мышление. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение, т.е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимости, способность рассуждать. С детьми этого возраста можно проводить следующие игры: «Четвертый лишний» (из четырех предметов один не подходит по существенному признаку к остальным), «Что нарисовано неправильно» (сюжеты нелепицы), «Раздели на группы» (даны геометрические фигуры, отдельно надо отобрать треугольник, квадрат, круг, отдельно фигуры по цвету, форме и т.д.), «Разложи картинки по порядку» (что было сначала, а что потом — необходимо установить причинно-следственные связи).

Для развития гибкости ума можно предложить игру «Назови как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие» (назови слова, обозначающие деревья, относящиеся к спорту, обозначающие диких животных и т.д.).

24.09.20202

Игры, развивающие мышление и сообразительность могут быть следующими.

«Как это можно использовать»

Предлагаем слово «карандаш» — ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т.д.).

«Говори наоборот»

Взрослый предлагает: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой — маленький (веселый — грустный, быстрый — медленный)».

«Бывает — не бывает»

Называем какую-нибудь ситуацию и бросаем ребенку мяч. Он должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, если нет, мяч ловить не нужно. Например, кошка варит кашу; поезд летит по небу; собака ест косточку и т.д

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?

Приемы, помогающие запоминанию:

- если ребенок затрудняется повторить слова, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы вспомнить эти слова. То же самое можно попросить ребенка сделать и при прочтении фраз. Он сам выбирает, что и как будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания;

- прочитайте небольшой рассказ, затем попросите ребенка кратко пересказать содержание прочитанного. Если он не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его при этом обращать внимание на отдельные специфические детали. Задайте вопрос: «О чем этот рассказ?» Отвечая на вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Затем снова попросите ребенка сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

Игры, помогающие развить память:

Упражнение «Узнай фигуры»

Предлагаются 5 фигур. Необходимо посмотреть на картинки, крайняя слева — образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру (домик, квадрат), попросите посмотреть на нее внимательно в течение 2 с, затем закройте и попросите его повторить сложить так же. Усложните это упражнение, складывая фигуру из палочек разного цвета.

24.09.20203

Игра «Я — фотоаппарат»

Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека. Внимательно рассмотрев, Что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Старшим дошкольникам можно предложить игры на развитие речи.

«Потерянные вещи»

Необходимо дать полную характеристику каждому «утерянному предмету» (качественную: какой он? и по назначению: что им можно делать?), а остальные дети угадывают.

«Слово заблудилось»

Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используются не подходящие по смыслу слова. Надо правильно подобрать слово:

—на полу из плошки молоко пьет ложка (кошка);

—на поляне у дубочка собрала кусочки (грибочки) дочка;

—вкусная сварилась Маша (каша), где большая крошка (ложка) наша;

—на дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).

Подготовил педагог-психолог Луткова М.В.