Новости

Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь»

  • Печать

В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.

Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры.

Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.

Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,                 (Хлопки ладонями и удары кулач-

Продает она орешки.                     ками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,                         (Загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке.                         начиная с большого.)

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                                 (Ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зобок,                                   удары кулачками.)

Кому в лапочку.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:               (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,                (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?                       (Хлопают попеременно в ладоши

Как узнать?                               и ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

«ИГРУШКИ»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд             (Попеременно   хлопают   в  

Куклы Катины сидят:                   ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,                 (Загибают поочередно все

И веселый Чиполлино,                   пальчики.)

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.     (Разгибают поочередно

                                                           пальчики.)

Помогаем нашей Кате                 (Попеременно   хлопают   в  

Мы игрушки сосчитать.                 ладоши и стучат кулачками.)

«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре,           (Загибают пальчики по одному.)

пять,

Мы во двор пришли                     («Идут» по столу указательным и

гулять.                                   средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,           («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками                       («Крошат   хлебушек»   всеми

кормили,                 пальчиками.)

С горки мы потом                   (Ведут указательным   пальцем   правой

катались,                   руки по ладони левом   руки.)

А еще в снегу валялись.     (Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой                           (Отряхивают ладошки.)

пришли.

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

«Варим суп»

Хозяйка однажды с базара пришла.                     (Шагаем пальчиками по ногам

Хозяйка с базара домой принесла:                       от бедра к коленкам.)

Капусту,                                                                   (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                                   на руке, начинаем с большого пальца.)

                       Морковку,

                                   Горох,

                                               Петрушку

                                                           И свёклу.

                                   Ох!

Вот овощи спор завели на столе.             (Попеременные движения обеими руками:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле: кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)

Капуста,                                                                   (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                                     на руке, начинаем с большого пальца.)

                       Морковка,

                                   Горох,

                                               Петрушка

                                                          И свёкла.

                                   Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла         (Ребрами ладошек обеих рук стучим по

И ножиком этим крошить начала:           ногам, имитируя работу ножа.)

Капусту,                                                                  (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                                   на руке, начинаем с большого пальца.)

                       Морковку,

                                  Горох,

                                               Петрушку

                                                           И свёклу.

                                   Ох!

Накрытые крышкою в душном горшке   (Ладошки обеих рук соединить и

Кипели, кипели в крутом кипятке:                       держать в горизонтальном положении.)

Капуста,                                                                   (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                                     на руке, начинаем с большого пальца.)

                       Морковка,

                                   Горох,

                                               Петрушка

                                                           И свёкла.

                                   Ох!

И суп овощной оказался неплох!             (Имитация движений работы ложкой.)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                     (Круговые движения кулачками рук.)

Много нас,                                       (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                       (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа.                     (Дети загибают поочередно пальцы.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.                  

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                     (Поглаживание ладонью правой

                                                           руки тыльной стороны левой руки.)

Он сердит на нас -               (Сомкнуть пальцы обеих рук.)

Беда!!!                                               (Руки прижать к щекам. Покачать

головой.)

Разбегайтесь -                                   (Бегут пальцами по коленкам.)

Кто куда!                                         (Руки спрятать за спину.)

Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят!